Ольга Васильева провела духовную черту между учителями и учениками
03.11.2019«Почему именно воспитание включил Президент В. В. Путин в стратегические задачи образования?» — первый вопрос ведущего на последнем туре конкурса «Учитель года России-2019» застал финалистов врасплох.
Непросто им пришлось и дальше. В какой-то момент они выглядели, как ученики, не выучившие урока.
Последний тур проходил вчера в Общественной палате и назывался «Публичная лекция » и «Разговор с Министром». Да, уточню, ведущий только задавал вопросы, а главным героем стала министр просвещения Ольга Юрьевна Васильева.
Разговор — это обычно все-таки на равных, когда люди делятся мнениями. Поэтому конкурсное задание вернее было назвать «Экзамен у министра». Ольга Юрьевна прекрасно справилась с ролью строгого экзаменатора. Ведь ответы участников оценивались как правильные и неправильные. Трансляция конкурсных заданий шла онлайн, за ней следили многие сотни педагогов, и это было по сути такое всероссийское воспитательное мероприятие. Для взрослых.
Но вернемся к воспитанию детей. На вопрос про стратегические задачи, по мнению Ольги Васильевой, ближе всего к оценке «пять» ответила Лариса Гивиевна Арачашвили, учитель русского языка и литературы школы № 55 «Долина знаний» из Волгограда. Она дала ответ: «Воспитание — это то, что формирует настоящего гражданина страны. Человек может быть и умным, и образованным, но совершенно не осознающим, кто он и зачем он. Мы вступили в спокойную экономическую и социальную пору и начали понимать, что потеряли навык, который был в Советском Союзе. Это работа, за которую тебе не платят деньги, работа для удовольствия, чтобы сделать страну лучше».
Лариса Арачашвили, кстати, еще на «Публичной лекции», которая прошла до «Разговора», раскрыла секрет воспитания: ребенка надо взять за руку и вести. Правда, учитель точно должен знать, куда, как и зачем его вести. Посетовала, что учителя (по статистике, взятой из Яндекса) больше интересуются вопросами своей профессиональной деятельности, связанной с образованием, и намного меньше вопросами воспитания. Она считает, что надо воспитывать сначала учителя, тогда мы сможем воспитать детей.
Ответы других участников не устроили министра и, видимо, невольно посылая членам жюри подсказки, она заявила «ученикам»: «Так как все остальные, кроме Ларисы Гивиевны, плутали далеко в ответе на вопрос, то я хочу, чтобы каждый сказал, что такое воспитание». Ребята оказались, надо сказать, сообразительными (сказывается опыт прохождения конкурсных туров со школы, района и области): подкорректировали свои ответы в правильном направлении. Наиль Гамильжанович Мирсаитов, учитель биологии «Лицея-интерната № 2» из Казани, предложил вариант воспитания примером личности учителя. Ольга Юрьевна сразу же мягко поправила, что надо сначала понять, какие ценности прививать.Ответы на другой вопрос — о взаимоотношениях педагогов и родителей — снова не удовлетворили министра. Даже позиция Ларисы Гивиевны, что учитель должен быть на связи 24 часа 7 дней в неделю и, коль выбрали эту профессию, то знали, куда шли, не порадовала ее. Министр потребовала четкой формулировки трех принципов по работе с родителями. Слабо отреагировав на ответы конкурсантов, она четко обозначила три правильных — обоюдное уважение, обоюдное терпение и четкость исполнения обоюдных обязательств.